Советские мотоциклы Урал. Практически все слышали о них и знают общие отсылки к истории, но так ли они верны? Кроме того, термин «советский» во многих случаях устарел. Это в первую очередь российские мотоциклы — ведь их производство продолжается и по сей день!
История марки «Урал» началась в 1939 году и напрямую связана с планированием экономики Советского Союза. Власти СССР, несмотря на подписание пакта Молотова-Риббентропа, знали, что стране в конце концов предстоит столкновение с Третьим рейхом. В связи с этим Сталин ввел положение, которое должно было подготовить страну к борьбе с врагом. Подготовка касалась всех вооруженных сил, включая подготовку транспортных средств https://ironhorse.ru/iz/, которые могли бы использоваться армией в случае войны. Высокопоставленные лица СССР знали, что мотоцикл, имевшийся в их распоряжении во время советско-финляндской войны, полностью вышел из строя и не годится для войны следующей: он был неисправным, устаревшим, а качество изготовления… ну, советским.
Было решено скопировать один из существующих мотоциклов. Под «нож» пошел мотоцикл BMW R71 — он казался лучшим агрегатом для работы в армии. Русские нашли покупателей и купили в нейтральной Швеции пять таких двухколесных транспортных средств, а затем переправили их вглубь России. Начался процесс копирования и «конструирования» нового мотоцикла, который должен был соответствовать требованиям армии. Уже в 1941 году первые модели М-72 были показаны Сталину, который был в восторге от «работы» своих инженеров. Производство запущено.
Советские мотоциклы с коляской и самая известная версия событий. Однако правда немного в другом…
На самом деле конструкторские чертежи и формы для отливки деталей СССР получил непосредственно от немцев в связи с пактом Молотова-Риббентропа. Для поддержания фиктивных добрых отношений между странами передача технологий касалась многих сфер экономики. Советские инженеры даже имели возможность побывать на немецких заводах и заподозрить «что в траве». Так перед войной в Советский Союз попал Opel Kadett, а Советами был сделан Moskwicz 400. Отдать «лицензию» на производство модели R71 тоже не показалось глупой идеей. Немцы уже готовились к внедрению в производство более новой модели R75, поэтому изношенный R71 был уже не нужен. Но держать СССР на безопасном расстоянии было в то время на вес золота.
Первоначально производство мотоциклов производилось в Москве, но вскоре, опасаясь возможных бомбардировок Москвы, было принято решение перенести производство мотоциклов на восток, вглубь Советского Союза. Это было безопаснее, а регион Уральских гор, богатый человеческими и природными ресурсами, располагал к производству мотоциклов. Новый завод построен в Ирбите.
Переломным моментом стал конец 50-х годов. Именно тогда производство военных мотоциклов было перенесено в Украину. В Ирбите, в свою очередь, началось производство гражданских машин. Жители Восточного блока сошли с ума по «русским с корзиной». Они были дешевле автомобилей, просты и не требовали обслуживания, позволяли перевозить не только целые семьи, но и различные предметы. Вскоре популярность этих мотоциклов стала настолько велика, что оба завода стали выпускать только гражданские версии.
Урал: современная история
В 1953 году СССР начал экспорт мотоциклов «Урал» за пределы страны. Первыми по порядку шли демолоды. Однако в конце 1960-х мотоциклы экспортировались и в другие страны. В 1992 году государственный мотоциклетный завод «Урал» был преобразован в акционерное общество «Уралмото» и приватизирован — однако 22% акций по-прежнему принадлежали государству. В 1998 году компания была полностью приватизирована и началась новая глава в истории бренда. Новое руководство, модернизация продукции и изменение системы контроля качества оказали огромное влияние на будущее компании.
На первый взгляд, эти байки не сильно изменились. Однако мы должны помнить, что изменение методов контроля качества, использование более качественных материалов, отливок или более точной фурнитуры оказывают огромное влияние на надежность автомобилей. Кроме того, есть из чего выбрать. Хотя мотоциклы «Урал» — это во всех случаях мотоциклы с коляской, они подготовлены производителем в совершенно разных комплектациях, благодаря чему лучше подходят для бездорожья или просто в городе или во время поездок выходного дня. Это как с грузовиками Unimog. Один автомобиль, но в десятках конфигураций.
Конечно, в связи с тем, что российские команды экспортируются в разные страны мира (включая Польшу, США, Австралию, Великобританию, Грецию, Иран и даже страны Африки), они должны соответствовать стандартам омологации. Именно поэтому производитель оснастил свои «двухколесники» передовыми тормозами Brembo, системой впрыска и многими другими необходимыми на данный момент решениями с точки зрения омологации.
С момента появления первого мотоцикла с маркировкой М-72 с конвейеров сошло более 3 миллионов мотоциклов!