В то время, когда на европейском и североафриканском театрах военных действий шли ожесточенные бои между Францией, Великобританией и их союзниками, с одной стороны, и странами Оси, представленными прежде всего Германией и Италией, с другой, интенсивные боевые действия Подготовка велась и в Советском Союзе. Сталин внимательно следил за ходом событий и ждал подходящего момента, когда его страна сможет вступить в войну на условиях, которые сделают его решающим фактором в этом конфликте. Помимо широкомасштабной политической деятельности, в больших масштабах велась и интенсивная подготовка чисто военного характера, в том числе техническая модернизация вооруженных сил. В случае бронетанкового вооружения предполагалась параллельная замена поколений техники во всех категориях. Так вот, в случае с «малыми» плавающими танками, предназначенными в первую очередь для решения разведывательных задач, в 1940 году на вооружение был принят Т-40, в категории «легких» танков Т-50 должен был быть заменен на Т -50, производство которых — не без трудностей — началось в середине 1941 г., преемником БТ должен был стать Т-34, серийно выпускавшийся с 1940 г., а многобашенные Т-28 и Т-35 начали быстро уступить место тяжелым КВ полям (две версии: с 76,2-мм пушкой и 152-мм гаубицей), выпускавшимся с 1940 г. Как видим, во всех случаях это были новые и современные по тем временам автомобили, но не имевшие много общего со своими предшественниками, поэтому внедрение их в производство было связано с необходимостью освоения промышленностью многих совершенно новых технологий, а значит реконструкция машинного парка, или необходимость повышения квалификации сотрудников. Это касалось и кооператоров, которые должны были предоставить новые виды броневой стали, двигателей, систем электропередачи, вооружения и средств связи. И все это во многих тысячах экземпляров. Кроме того, аналогичные процессы продолжались в авиационной и судостроительной промышленности, на заводах по производству боеприпасов, стрелкового оружия и артиллерийской техники. Новая техника также явилась огромным вызовом для линейных технических служб, системы подготовки экипажей, а также для личного состава, который должен был учитывать ее специфику и совершенно новые возможности, которые она давала в боевом уставе и других нормативных документах. И все это во многих тысячах экземпляров. Кроме того, аналогичные процессы продолжались в авиационной и судостроительной промышленности, на заводах по производству боеприпасов, стрелкового оружия и артиллерийской техники. Новая техника также явилась огромным вызовом для линейных технических служб, системы подготовки экипажей, а также для личного состава, который должен был учитывать ее специфику и совершенно новые возможности, которые она давала в боевом уставе и других нормативных документах. И все это во многих тысячах экземпляров. Кроме того, аналогичные процессы продолжались в авиационной и судостроительной промышленности, на заводах по производству боеприпасов, стрелкового оружия и артиллерийской техники. Новая техника также явилась огромным вызовом для линейных технических служб, системы подготовки экипажей, а также для личного состава, который должен был учитывать ее специфику и совершенно новые возможности, которые она давала в боевом уставе и других нормативных документах.
Начавшаяся летом 1941 года война, помимо гигантских потерь, понесенных войсками западных военных округов в течение первых десятков или около того дней конфликта, стала еще и потрясением для промышленности, которая была призвана приумножить поставка вооружения и техники для восполнения потерь и для вновь формируемых частей и для быстрого внедрения модификаций по результатам первого военного опыта. Все это сочеталось с упомянутыми выше проблемами промышленности с освоением новых производств, а также потерей многих кооператоров, находившихся в оккупированных немцами районах, и угрозой для основных производственных центров, расположенных в европейской части страны, которые не только попадали в зону досягаемости немецкой тактической авиации, но и вскоре могли быть даже захвачены (напр. заводы, расположенные в Харькове — необходимые для производства танков Т-34, как и всей промышленности Ленинграда). Отсюда немедленное решение начать эвакуацию большинства стратегически важных объектов обороны за Урал.
На первый взгляд, в категории «Легкие танки», о которой идет речь в этой статье, дела обстояли очень хорошо. В июле 1941 года ленинградский завод №174 передал в войска первые серийные легкие танки Т-50, получившие высокие оценки сразу после боевого дебюта, а московский завод №37 им. Серго Орджоникидзе начал процесс постановки Т-50 в серию и продолжил начатое осенью 1940 года серийное производство плавающего танка Т-40. Однако на деле танк Т-50 оказался достаточно сложным в производстве и дорогим. Эвакуированный в Оренбург завод № 174 смог изготовить лишь небольшую партию деталей, привезенных из Ленинграда, а в Москве — в связи с необходимостью реконструкции станочного парка и внедрения новых технологий (от бронелистов до трансмиссии) — в условиях войны наладить их производство оказалось нереальным. Таким образом, Т-40 при массе 5,5 т, броне толщиной не более 13 мм и вооруженном 12,7-мм пулеметом стал единственным легким танком, серийно выпускавшимся в СССР в первые недели войны. Его ограничения — особенно связанные со слабостью вооружения и доспехов, были известны еще до войны. В 1940 г. ведутся работы по переоборудованию танка в малокалиберную автоматическую пушку — 23-мм ПТ-23ТП Дж. Таубина (ОКБ-16) и 20-мм пушку на базе авиационной пушки SzWAK Б. Шпитального (ОКБ-15). , но до начала войны они не были успешно завершены.
Первый фронтовой опыт ясно показал, что не менее важно увеличить толщину брони Т-40 хотя бы до уровня Т-26. Такие работы были начаты еще до войны, и в то время они были связаны не только с усилением сопротивления, но прежде всего со снижением себестоимости продукции и экономией стратегического сырья. Сначала для Т-40 были испытаны железобетонные элементы толщиной 50–100 мм, которые полностью заменили бы в конструкции корпуса броневую сталь (60 мм железобетона соответствовали 20 мм броневой стали высокой твердости). Они были настолько перспективны, что корпус Т-40 планировалось делать монолитным. Этот вариант — Т-40ЖБ — должен был быть на 200 кг больше и терять способность плавать, но стоимость изготовления нового корпуса должна была быть в 20 раз ниже, чем у стального корпуса. Работы должны были быть продолжены под руководством инж. Суренджана в сторону усиления вооружения «сухопутного» варианта танка до уровня легких танков Т-26 и Т-50, т.е. установки 45-мм орудия. Предложение о разработке такого варианта было адресовано Главному управлению бронетанковых и механизированных войск (ГАБТУ РККА), где оно было встречено с интересом. Проект под обозначением Т-45 был включен в планы завода № 37 на четвертый квартал 1941 года. В обстановке военного времени проектирование Т-45 началось 17 июля 1941 года, но с учетом увеличения толщины брони до эквивалента 25-30 мм. Однако от этой работы быстро отказались, когда выяснилось, что прибавка в весе автомобиля будет столь велика, что придется использовать новый силовой агрегат — существующий двигатель ГАЗ-202 мощностью 70 л. половина более тяжелой машины.